Обратная сторона дистанционного обучения или секреты дистанта

С 30 октября по 7 ноября в России объявлены нерабочими, а с 12 октября все учебные заведения в Воронеже отправлены на дистанционное обучение. В условиях пандемии подобные меры применялись неоднократно. Как организовать дистанционное обучение чтобы оно было эффективным без привлечения преподавателей? Что такое «электронное обучение в виртуальной среде»? На вопросы каким образом это организовано отвечает руководитель учебно-методического отдела Хирьянова Ирина Сергеевна.

Как давно вы работаете в институте?

В Институте Эксперт работаю с самого его основания, с 2015 года.

Какую роль занимает учебно-методический отдел в организации обучения в «Институте Эксперт»?

Учебно-методический отдел в организации процесса обучения занимает ведущую роль и осуществляет:

  • управление учебным процессом и ведением документации согласно номенклатуре отдела,
  • дистанционную тьюторскую поддержку слушателям с помощью различных средств коммуникации, которая позволяет продуктивно осваивать курсы повышения квалификации (мессенджеры, средства коммуникации системы дистанционного обучения СДО «MOODLE», телефон, скайп и т.д.),
  • методическую помощь преподавателям и авторам учебных курсов в создании учебно-методических комплексов,
  • разработку и внедрение в образовательный процесс виртуальной образовательной среды дистанционных курсов на платформе «MOODLE» с настраиваемой технологией индивидуального обучения слушателей, в том числе, с элементами искусственного интеллекта,

Разве (неужели?) можно освоить КТ или МРТ дистанционно?

Да, это сделали уже более четырех тысяч врачей и рентгенолаборантов по всей России, ближнего и дальнего зарубежья, в том числе из Казахстана, Узбекистана, Армении, Украины, Белоруссии, Турции, Австралии. В 2021 году уже выдано более тысячи удостоверений об освоении курсов повышения квалификации установленного образца.

Дистанционно повышать квалификацию очень удобно, это отмечают все слушатели в анкетах выпускников курсов. Выйти на портал для изучения нового материала, пройти тестирование, решить кейс, пообщаться с преподавателем и другими слушателями на форуме можно в любое удобное время, в удобном для себя режиме, из любого места с доступом в сеть Интернет (дом, метро, аэропорт, автомобиль, поликлиника, и т.д).

Как организовать дистанционное обучение, чтобы оно было эффективным без привлечения преподавателей? Какие курсы можно осваивать самостоятельно?

Эффективность дистанционного обучения на курсах повышения квалификации в Институте Эксперт заключается в

  • тьюторстве (сотрудник отдела фактически является цифровым тьютором, который сопровождает слушателей с помощью доступных ему цифровых образовательных ресурсов на протяжении всего образовательного процесса, помогает решить организационные и технические вопросы, ежедневно контролирует успеваемость),
  • технологии представления контента курса (интерактив, видео, реальные кейсы),
  • разновидности типов учебных заданий по принципу дидактической спирали с автоматизированной проверкой введенных слушателем данных и комментированием ошибок, выводом эталонных шаблонов протоколов исследований,
  • структуре курса с настроенной траекторией обучения в виртуальной среде, распределении изучаемого материала по учебным дням с настройкой доступа к материалам следующего учебного дня только при условии освоения предыдущего.

В Институте представлена целая линейка курсов повышения квалификации по МРТ, КТ, УЗД для врачей-рентгенологов, врачей общей практики и узкой специализации, врачей ультразвуковой диагностики, медицинских представителей, которые можно пройти удаленно, в том числе без онлайн встреч с преподавателем.

Что представляет собой «электронное обучение в виртуальной среде»?

Электронное обучение в виртуальной среде – это новая парадигма образования, новые возможности для слушателей.

Переход ДПО к виртуальной среде обучения предоставляет новые возможности в создании новых педагогических инструментов для организации учебного процесса, меняются функции преподавателя и инструменты, используемые им: контактная работа со слушателями, сменяется на удаленную, существенно увеличивается объем самостоятельной работы слушателей, составляющий неотъемлемую часть учебного процесса, оценивание заданий и комментирование ответов осуществляется автоматически средой.

Есть у вас секреты или лайфхаки, как замотивировать слушателей, чтобы они вовремя сдавали тесты и выполняли задания?

Индивидуальный подход к каждому слушателю. Тьюторство.

Цифровая эпоха требует не только новых умений от слушателей, но и другого подхода к организации самого обучения. Тьюторство представляет собой дистанционное педагогическое сопровождение. Цифровой тьютор умеет находить индивидуальный подход к каждому слушателю – выявлять способности, трудности, интересы и проблемы слушателей, и на их основе составлять для каждого индивидуальную образовательную траекторию.

При рассылке первого информационного письма сотрудники отдела отправляют график обучения слушателям, в котором представлен рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы, что помогает слушателю спланировать свое время для обучения.

Ежедневно специалистами по учебно-методической работе проводится мониторинг успеваемости по каждому курсу, в случае наличия задолженности связываемся со слушателем и выясняем причины, оказываем помощь.

 

Резюме: Мы считаем, что грамотная организация самостоятельной работы слушателей в виртуальной образовательной среде и использование современных инструментов обучения существенно улучшают качество повышения квалификации, профессиональной подготовки специалистов. Эти факторы направлены на обучение слушателей, которые гарантированно востребованы на рынке труда, легко и свободно владеют мобильными и интернет-технологиями, а также ориентированы на непрерывное обучение (повышение квалификации) с помощью электронного обучения.

Рассылка Института

Анонсы самых важных мероприятий, полезные научные статьи, новые курсы.